Данный материал опубликован при поддержке Европейского Союза. Содержание публикации является предметом ответственности МО «Кингисеппский район» и не отражает точку зрения Европейского Союза.
НАЧАЛО ИДЕИ
В 1998 году предварительное исследование, проведенное фондом «Чистый мир» показало, что в трудный период перехода России к рыночным отношениям появилась и увеличивается группа людей в городе и на селе не имеющих места жительства или места для ночлега. В 1999 году Нарвским бизнесцентром был разработан проект, направленный на оказание помощи бездомным, и в конце 2002 года грант по проекту был выигран Кингисеппским районом.
ПРОЕКТ
Цель проекта – создание Ночлежного дома совмещенного с реабилитационным центром для бездомных. Ночлежный дом будет обеспечивать местом ночлега, питанием, первой медицинской и юридической помощью, а также способствовать социальной реабилитации, в том числе в восстановлении утраченных документов, в трудоустройстве, возможности социального и пенсионного обеспечения.
Кроме того, деятельность при реализации проекта направлена на:
• Улучшение социальной среды, социально-гигиенической и криминогенной ситуации в городской и сельской частях Кингисеппского района.
• Повышение компетентности местных властей в решении социальных проблем в Кингисеппском регионе.
БЮДЖЕТ И ФИНАНСИРОВАНИЕ
Бюджет проекта составляет - 246,3 тысяч EUR. 79% финансируется Европейской Комиссией. 17% Российским партнером, 4% - датской стороной. В частности, Администрация МО «Кингисеппский район» выделила необходимые помещения. Датский партнер провел обучающие мероприятия, оказал консультационные услуги. После завершения поддержки со стороны Европейской Комиссии деятельность ночлежного дома будет финансироваться из муниципального бюджета.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОЕКТУ
• встреча партнеров для обсуждения совместной работы и мониторинга
• подбор персонала для работы в ночлежке с привлечением психолога
• изучение ситуации по положению бездомных в Кингисеппском районе
• конкурс среди строительных организаций и реновация помещений
• поездка в Данию руководителей и практических работников с целью изучения опыта
• три цикла семинаров по обучению персонала ночлежного дома и представителей социальных и иных служб муниципального образования, прямо или косвенно связанных с проблемой бездомных
• приобретение оборудования
ИССЛЕДОВАНИЕ
В ходе исследования были проинтервьюированы 120 человек, в том числе 90 бездомных. Взгляд на одну и ту же проблему со стороны официальных лиц и взгляд «изнутри» были не всегда идентичны.
В ходе исследования выявлены группы риска:
Непосредственно бездомные – лица, без определенного места жительства Так называемая целевая группа
а) Лица БОМЖ (лица без определенного места жительства и занятий) – это группа «профессиональных» бездомных, существовавшая еще в советское время. У них давно нет документов, они мигрируют в поисках лучшей жизни из других государств СНГ и Балтии.
б) Лица в кризисной ситуации – в основном это люди, имеющие семейные проблемы, а также пенсионеры и инвалиды, люди, освободившиеся из мест лишения свободы. В сознании людей существует сложившийся стереотип, что все бездомные – больные, дурно пахнущие, пьяные и ленивые люди. Что им нравится такой образ жизни. В действительности эти черты свойственны очень незначительной их части; но даже последние бывают глубоко признательны за предоставление им еды, жилья, заботу об их здоровье.
По современному российскому законодательству что-либо сделать с лицом БОМЖ практически невозможно. Поскольку у нормального бродяги никогда нет денег, оштрафовать его за отсутствие документов нереально.
Работники ОВД сталкиваются с бездомными, совершившими правонарушения или ставшими их жертвами. Как правило, это имущественные преступления – кражи, преступления против личности – причинение телесных повреждений и административные правонарушения.
В советское время по знаменитой статье за бродяжничество на нары отправлялись все неприкаянные, бездомные и праздношатающиеся личности. В уголовном кодексе РФ отсутствует статья, предполагающая ответственность за бродяжничество, поэтому в ОВД учета бездомных лиц не ведется.
Бомжи, бродяги, бездомные встречаются практически во всех крупных городах Европы. Наверное, их даже можно считать продуктами развития демократии, ведь ситуация, когда общество за свой счет согласно содержать людей, ведущих откровенно паразитический и даже асоциальный образ жизни, может возникнуть лишь в свободных и высокоразвитых странах. Исследования, проведенные в других странах, показывают, что подавляющее большинство бездомных хотят иметь собственный дом с обычными условиями, пищу, одежду, охрану здоровья для себя и своих детей. Они хотят выполнять приемлемую, удовлетворяющую их работу, чтобы самим все это финансировать.
Наше исследование также подтверждает стремление основной массы бездомных вернуться к нормальной жизни.
В работе с бездомными возникли проблемы:
• Отсутствие централизованного учета.
• Отсутствие обмена информацией и единой организационной структуры между учреждениями и организациями, работающими с бездомными.
• Отсутствие у части бездомных документов, трудности в установлении личности.
• Трудности в выделении средств на легализацию и оформление документов бездомным.
• Отсутствие учреждений, куда бездомного можно доставить после оказания ему первой помощи.
• Криминальные проявления среди бездомных.
• Алкоголизм и наркомания. Отсутствие возможностей направления на принудительное лечение.
• Психологическая отрешенность, депрессия, нежелание прилагать усилия к интеграции – большинству разовой помощи недостаточно, необходимо проведение постоянной работы.
Наиболее оптимальные пути решения проблемы бездомных Работники районных служб видят следующие пути решения проблемы бездомных:
• Укрепление системы социальной защиты и поддержки
• Введение таких социальных программ, как ночлежка и социальное жильё
• Введение единого учета и составление аналитических справок о составе и численности группы – легче помогать тем, кого знаешь
• Централизованное решение вопроса с легализацией и оформлением документов
• Решение вопросов с лечением алкоголизма и наркомании среди бездомных
• Профилактика правонарушений
• Социальная ориентация, трудотерапия, создание коммун
• Реинтеграция к нормальной жизни – легализация, переквалификация, предоставление жилья
• Удовлетворение жизненно важных потребностей целевой группы. Как для тех, кто может и хочет реинтегрироваться, так и для тех, кто не желает.
Следовательно
• Для успешного решения данного вопроса необходимо тесное взаимодействие, обмен информацией и координация между всеми организациями и службами района, имеющими отношение к проблеме.
• Открытие ночлежного дома позволит частично решить проблемы целевой группы.
ОПИСАНИЕ НОЧЛЕЖНОГО ДОМА
В 2002 году Муниципалитетом было принято решение – отвести под предполагаемый Ночлежный Дом – здания в поселке Котлы на территории бывшего военного городка. Уже на протяжении 9 лет на данной территории расположен и успешно осуществляет деятельность Реабилитационный Центр «Новая жизнь» (www.newlife.spb.ru). В Ночлежном Доме бездомные смогут не только переночевать и получить пищу. Им будет оказана первичная медицинская помощь, психологическая поддержка, консультации по социальным вопросам.
Торжественное открытие ночлежного дома состоялось в декабре 2004 года. В отремонтированном корпусе вновь поступающие обитатели будут проходить карантин. Здесь же разместился административный и медицинский персонал. После определенного срока пребывания на карантине постояльцы станут проживать наравне с реабилитантами «Новой жизни» и трудиться вместе с ними, пока будет решаться вопрос с восстановлением документов, поиском жилья и трудоустройством.
Есть надежда, что Центр действительно послужит трамплином в новую жизнь для тех, кто уже отчаялся ее начать сначала.
В рамках Программы осуществляется обмен опытом между Россией и странами-членами Европейского Союза по широчайшему спектру самых актуальных направлений, включая ядерную безопасность, финансы, развитие малых и средних предприятий, реформу самоуправления и многие другие. Программа сотрудничества в настоящее время включает более 250 проектов и является крупнейшей на территории бывшего СНГ. В реализации проектов участвуют в равной степени как европейские, так и российские эксперты. С 1991 года было успешно реализовано более 1700 проектов на сумму около 2,6 млрд.евро.
This project is funded by the European Union Delegation of the European Commission in Russia Kadashevskaya nab., 14/1 109017 Moscow, Russia Tel: +7 095 721 20 10 Fax: +7 095 721 20 18 |
The project mnplementedby the contractor Kingisepp municipalityKarl Marx pr., 2a188480 KingiseppLeningrad regionRussiaTel: +7 81375 22 373Fax:+7 81375 23 239 |