КИНГИСЕППСКИЙ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

⇩ Поиск по сайту ⇩

Меню

Внимание! При просмотре документов онлайн доступно скачивание оригинального документа. save 8c31a
Для прочтения прикрепленных файлов (*.pdf) используется бесплатная программа Foxit reader (~38МБ)
Для извлечения прикрепленных файлов из архива (*.rar, *.zip) используется бесплатная программа 7-zip (~1.5 МБ)
Для просмотра прикрепленных файлов (*.doc, *.xls, *.ppt, *.docx, *.xlsx, *.pptx) используется бесплатная программа OpenOffice (~131 МБ)

СКРОМНЫЙ ЕЗДОК

Есть у поэта Тимура Кибирова замечательное стихотворение о разных религиях, об их особенностях и достоинствах. Рефреном в этом стихотворении звучат слова об Иисусе Христе, которого стихотворец изобразил скромным ездоком:

А наш-то, наш-то — гляди, сынок –

А наш-то на ослике цок да цок

Навстречу смерти своей.

Эти слова повторяются из раза в раз, образ наездника нарочито снижен. При этом, по всей видимости, в тексте Кибирова заключен намек на триумфальный въезд Христа в Иерусалим. Огромные толпы людей встречали Его как царя и Мессию. Они разостлали перед Ним пальмовые ветви и свои одежды, выкрикивая: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!». Но уже через несколько дней, быть может, эти же люди будут кричать «Распни Его!» на судилище у римского прокуратора Понтия Пилата.

Вход Господень в Иерусалим отмечается в России как Вербное воскресенье – символ праздника, пальмовую ветвь, традиционно заменяют веточкой вербы, первой отзывающейся на приход весны появлением пушистых почек.

Итак, скромный всадник едет навстречу собственной гибели. Но финал стихотворения неожиданен:

Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок –

Но наш-то на ослике цок да цок

Навстречу смерти своей.

На встречу со страшною смертью своей,

На встречу со смертью твоей и моей!

Не плачь, она от Него не уйдет,

Никуда не спрятаться ей!

Победа над смертью – вот главный смысл праздника Пасхи, которую православные в этом году отмечают 8 апреля. Воскресение Иисуса Христа после казни на кресте – центральное событие христианской истории, главный момент евангельского цикла. Восстав из мертвых, Сын Божий «смертию смерть попрал».

«Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!», – восклицает Иоанн Златоуст в своем пасхальном послании к единоверцам. «Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан!» – звучат пасхальные слова, написанные более полутора тысячелетий назад. И спустя века с чувством искренней радости поздравляют друг друга православные христиане со Светлым Христовым воскресением. В этот праздничный день сердца верующих преисполняются ликованием и самыми добрыми чувствами, а вера и надежда на спасение помогают жить, трудиться и преодолевать тяготы и лишения земного бытия. «Христос воскресе!» – восклицают православные. «Воистину воскресе!» – отвечают им братья по вере.

Примечательно, что пасхальный дух радости охватывает и далеких от церкви людей. Даже многие атеисты охотно участвуют в праздновании Пасхи – настолько светла атмосфера этого праздника.

ПОЧЕМУ ТАК НАЗЫВАЕТСЯ?

Само слово «Пасха» или, точнее, «Песах», было заимствовано первыми христианами из иудейской религиозной традиции. Пасха – основной иудейский праздник в память об освобождении еврейского народа от египетского пленения. Древнееврейское слово «Песах» принято связывать со словом «пасах», что буквально означает «прошёл мимо». Как повествует священное предание, Бог, наслав очередную «египетскую казнь» на поработителей, «миновал» дома иудеев. Напуганный многочисленными необъяснимыми бедствиями, фараон решил отпустить евреев в землю обетованную. Начался Исход, в память о котором и празднуется иудейская Пасха, во время которой предписывалось приносить в жертву однолетнего ягнёнка или козлёнка мужского пола.

Смысл христианской Пасхи – иной. Это – воспоминание о чуде воскресения Христа, казненного за грехи человечества. Но символическая связь с ветхозаветной Пасхой несомненна. Во время пасхальной трапезы (Тайной Вечери) Иисус как бы занял место традиционной пасхальной жертвы, и в результате «ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда».

Появление в тогдашней супердержаве – могущественной Римской империи христианства ознаменовало собой начало новой эры духовного развития человека. Для того времени гуманистическая проповедь Христа был ошеломляющим прорывом вперед. В тот жестокий век, когда люди развлекались на стадионах, смотря гладиаторские бои и наблюдая, как дикие звери рвут на части живую плоть, призыв к человеколюбию и общечеловеческому единению звучал странно и непривычно. Лишь немногие были способны оказаться выше своего времени. И закономерным финалом земного пути Христа стала крестная казнь – ветхий мир отверг его, испугался его идей, предпочел объявить Его преступником и умертвить. Казнены были и многие Его последователи – апостолы, ученики и те, кого мы называем первыми христианами.

Но свет христианства распространялся стремительно, охватывая все новые и новые регионы древнего мира. Потому что смерть в представлении христиан – это то, что можно преодолеть.

ПАСХА ПО-РУССКИ

Перед тем, как в ответ на возглас священника «Христос воскресе!» воскликнуть: «Воистину воскресе!», верующие долго постятся, а в страстную неделю, знаменующую страдания Христа и его казнь – пребывают в скорби. Пасхальной ночью наступает время разговения – христиане наслаждаются разнообразной пищей и веселятся. Важный элемент праздника – возжигание пасхального огня, символизирующего «Свет Божий, просвещающий все народы». В Греции и России в православных храмах ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Этот огонь бережно разносится по храмам и домам тысячами свечей и лампад.

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней у православных принято «христосоваться» – троекратно целуясь, приветствовать друг друга: «Христос воскресе»! Это очень древний обычай, он сохранился еще с апостольских времён.

У каждого христианского народа есть свои особые традиции празднования Пасхи, восходящие к первым векам новой эры. Русская Пасха – праздник с особым национальным колоритом. В России на Пасху пекут куличи и красят яйца, которые дарят друг другу. Эта традиция связана с легендой о яйце, подаренном Марией Магдалиной римскому императору Тиберию. Согласно одному из вариантов предания Мария подарила ему яйцо, окрашенное в красный цвет, со словами: «Христос воскрес»! Магдалина была бедна, но без подношения являться к правителю не хотела. Выкрасить яйцо в красный цвет она решила для привлечения августейшего внимания. В другом варианте легенды говорится о том, что сначала яйцо было белого цвета, но когда Тиберий выразил сомнение в правдивости рассказа Марии о воскресении Христа из мертвых, заявив, что как яйцо не может из белого стать красным, так и мёртвые не воскресают, яйцо покраснело у него на глазах.

Что касается пасхального кулича, то этот вид праздничного угощения является «домашним» вариантом церковного артоса – квасного хлеба цилиндрической формы. В России крепка традиция освящать куличи и пасхальные яйца к окончанию Великого поста. Обычно это происходит в Великую субботу, но в некоторых храмах может происходить и после праздничного пасхального богослужения.

Примечательно, что пасхальные традиции в нашей стране поддерживались даже во времена борьбы с религией. Обыкновение устраивать шумные застолья, затевать шутливые сражения при помощи разноцветно окрашенных пасхальных яиц прочно вошло в праздничный обиход. Полностью вытравить народную память о самом светлом христианском празднике оказалось невозможно.

Андрей Болдин

RSS

Социальные сети

vk